Один - бог повешенных
В знаменитых строках старшей Эдды, известных как Рунатал, рассказывается как верховный бог Один в зените своего колдовского могущества обрёл знание рун; чтобы постичь их таинства, он распял себя в ветвях мирового ясеня Иггдрасиль. Повешенный и распятый, Один провёл девять дней и ночей без еды и питья, копьё Гугнир пронзило сердце великого аса. Лишь после этого решительного поступка, столь напоминающего старинные шаманские обряды, верховный бог германцев, Один смог изучить все таинства, скрытые в рунах, познать их секреты, укрепляя свою власть и могущество, своё чародейское величие.
Жертвоприношению, предшествовавшему открытию рун, пытались подражать мудрецы и воины древних германцев, посвящённые тайных мужских союзов, чтобы пройти инициацию и вступить в Асгардсрейд – небесную дружину Высокого. Многие умирали во время этого испытания, имитировавшего настоящее повешение, но всё же они считались удостоенными высшей чести – служить Одину на небесах, как те, кто выжил, служили ему на земле. Ведь целью этого ритуала было доказать презрение к смерти, превосходство духа над мёртвой материей, получить умение, оказавшись на пороге существования, заглянуть глубже в потусторонний мир.
С тех самых пор повешенных у германских и скандинавских народов причисляли к культу Одина, и скальды называли его «богом повешенных» и «владыкой виселиц». Согласно поверью, предводитель асов направлял своих воронов к висельникам, либо сам приходил, чтобы побеседовать с ними, в виде старика в широкополой шляпе.
Жертвоприношения Одину совершались также в форме повешения – подношения развешивались на деревьях в священной роще, это могли быть и обычные пироги, а также животные и люди, пленники или рабы. Вот что пишет средневековый хронист Адам Бременский о жертвоприношениях Одину в Упсале в своём труде «Деяния архиепископов Гамбургской церкви»: «Из всей живности мужского пола приносится девять голов: считается, что их кровь умилостивит богов. Тела же животных развешиваются в близлежащей роще. Эта роща священна для свеонов, потому что, согласно поверью, благодаря смерти и разложению жертв ее деревья становятся божественными. Один христианин рассказывал мне, что видел в этой роще висевшие вперемешку тела собак, лошадей и людей, общим числом 72».
В истории имели место и более внушительные жертвоприношения подобного рода. В 9 году нашей эры германцы, разбившие под предводительством Арминия римские войска в Тевтобургском лесу, повесили в качестве жертвы Одину около 10000 пленных римлян (с этого момента берёт свой отсчёт будущая великая история Германии). Согласно преданию, шведы принесли в искупительную жертву Одину и двух своих королей – Домальда и Олава Лесоруба, за скверное правление, неурожай и несколько голодных лет. Примечательно также, что такой способ казни, как повешение, был всегда распространён преимущественно среди европейских народов, естественной средой обитания которых был лес, и практически не встречается в практике многочисленных южан и семитов.
Жертвоприношение Одина это мистическое деяние, совершённое в глубинах священной истории, запечатлённое в преданиях и в памяти североевропейских народов, ставшее вечным символом самопреодоления, презрения к смерти, стойкой нордической воли и героического духа, стремящегося к постижению самых глубоких таинств, лежащих в загадочных сферах Нави, за порогом небытия:
Острие холодное копья беспощадного
Врезается в грудь, кровь пожирает -
Проходит сквозь ребра его ...
Вгрызается в кору дерева, в тело,
Соки пьёт и питается плотью
Самому себе в жертву повешенного ...
Девять ночей, девять Чертогов
Кровью сдобрив - смотрел в Бездну
Полуживой и полумертвый ...
У Хель Чертогов стоящий одной ногой
И Великанов Руны легли под другую,
Висельников Отца, что сам был повешен.